Положение 
«Модернизация образования современными технологиями» («МОСТ»)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее – Фонд) грантов малым предприятиям на финансовое обеспечение выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в рамках реализации инновационных проектов.
Программа реализуется в рамках п.24 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (Антикризисный план), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р. 

1.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р определила основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития нашей страны. Одно из них – «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики, непрерывному индивидуализированному образованию для всех».

Для достижения поставленной Правительством цели необходимо сделать серьезные шаги по переходу к новой модели массовой российской школы, где каждому школьнику будет предоставляться широкий спектр адресных образовательных услуг. Школа должна стать эффективной основой для дальнейшей подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны. При этом сама школа должна вобрать в себя последние технологические и социальные инновации, в разработке и внедрении которых, ключевую роль призваны сыграть институты развития.

Современная школа должна обеспечить формирование навыков решения практических задач, в том числе и развитие предпринимательских навыков. Необходимо помочь каждому ученику найти свое дело, раскрыв его способности, выявить которые можно лишь через решение большого числа различных практических задач.

Переход российской школы к индивидуализированной модели учебной работы должен идти по трем основным направлениям:
1. управление процессом трансформации школы;
2. разработка стимулирующей учебной среды, ориентированной на учеников;
3. развитие учебного процесса: разработка учебных материалов, педагогических подходов и методик для современной школы.

1.2.1. Управление процессом трансформации школы
Трансформация школы включает в себя несколько важнейших аспектов, таких как изменения в подходах управления школой, изменение типовой архитектуры и пространства школы, ее окружения, а также изменения в информационном пространстве школы.
Прежде всего, изменения школы должны коснуться подхода к управлению учебным процессом, где основными задачами являются: проектный менеджмент, переподготовка администрации и педагогов, внешняя оценка изменений в школе.
Особое внимание необходимо обратить на конструктивные изменения школьных зданий: в приоритете энергоэффективные здания, сочетающие в себе возможности изменения пространства в соответствии с нуждами образовательного процесса, оснащенные современными отделочными материалами и инженерными сооружениями. Для больших населенных пунктов целесообразно рассматривать создание отдельных школ для начального общего образования. Полные требования к современным зданиям школ представлены в технических заданиях на техническое оснащение начальной, малокомплектной и полнокомплектной школ и размещены на сайте программы «Модернизация образования современными технологиями» («МОСТ») http://most.fasie.ru/the_modern_school/terms-of-reference/.

Для поддержки групповой и индивидуальной работы школьников с информационными ресурсами и инструментами, внедрения дистанционных обучающих технологий, процесса обмена педагогическим опытом, общения педагогов и родителей, доступа к электронным библиотекам, видео-, аудиоматериалам и интернету современной школе необходимо создание единого информационного образовательного пространства (среды). Данная среда также решает вопросы хранения учебных результатов школьника, цифровых учебных материалов, электронных книг и административных баз данных, организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Современная школа предполагает широкое использование информационных технологий. Персональный мобильный компьютер становится основным рабочим инструментом школьника, обеспечивающим доступ, в том числе к школьной информационной среде. Единая информационная среда должна предоставлять широкий круг возможностей для обогащений образовательного процесса как одного учреждения, так и для группы близко расположенных школ, соединенных между собой высокоскоростной связью, например для школ одного муниципалитета. 

Информационная среда должна дать возможность визуализировать рутинную административную информацию, наглядно представлять динамику успеваемости каждого школьника. Для визуализации могут использоваться временные выставки, демонстрационные экраны и информационные киоски.
Школа должна предоставлять ученикам возможность готовить домашнее задание в школе, чтобы качество подготовки не зависело от социального уровня семьи и отсутствия необходимых технических средств дома. Должно быть выделено место для индивидуальной и групповой работы школьников с цифровыми информационными ресурсами, обучающими программами и техническими средствами.

При создании лабораторий с высокой стоимостью оборудования следует рассмотреть целесообразность разработки универсальных передвижных комплексов, которые смогут обслуживать несколько близко расположенных школ.

Оборудование школьного спортивного зала должно позволять проводить тренировки по игровым видам спорта и занятия физкультурой. На пришкольной территории необходимо оборудовать многофункциональные площадки экспериментальных учебных работ по физике, биологии, географии, естествознанию и основам безопасности жизнедеятельности, для игр, занятий спортом.

В современной школе набор демонстрационных учительских инструментов должен быть дополнен интерактивными досками, широкоформатными сенсорными экранами и другими средствами наглядности.

Школьное оборудование должно быть многофункциональным, вандалоустойчивым и безопасным для жизни и здоровья детей. Крайне важно обеспечить возможность инклюзивного образования.

1.2.2. Создание стимулирующей учебной среды, ориентированной на учеников
В новой модели образовательного процесса педагоги не отказываются от фронтальной работы с учениками, но значительная доля времени отводится на индивидуальное обучение и работу в группах переменного состава. Главное требование к новой образовательной среде школы заключается в обеспечении возможности, поддержке и стимуляции индивидуальной и групповой учебной работы.
Роль педагога как модератора и организатора индивидуального обучения потребует от него интенсификации труда и нахождения в постоянном процессе повышения квалификации. Педагогов потребуется включить в сетевой процесс взаимообмена лучшими практиками и обеспечить с помощью интернет-ресурсов и мобильных приложений возможностью получать обратную связь коллег, добившихся наиболее высоких результатов на практике и лучших специалистов в педагогике.

1.2.3. Развитие учебного процесса: разработка учебных материалов, педагогических подходов и методик для современной школы
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) задает вектор трансформации учебного процесса. Для реализации требований ФГОС в полном объеме необходима разработка нового оборудования, приборов, информационных материалов и инструментов.
Согласно требованиям ФГОС обучающие должны научиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Использование дистанционных образовательных технологий может обеспечить высокий уровень среднего общего образования на профильном уровне и значительно повысить качество образования в малокомплектных школах.

Дальнейшая трансформация содержания школьного образования направлена на усиление внимания к личностным и метапредметным результатам, практико-ориентированной составляющей обучения, формирования навыков здорового образа жизни.

Цель программы «МОСТ» - поддержка импортозамещения для образовательных учреждений и экспорта высокотехнологичных, товаров, создаваемых малыми инновационными предприятиями, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости.

1.3. Гранты предоставляются в форме субсидий малым предприятиям, отобранным по результатам конкурса, на финансовое обеспечение выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в рамках реализации инновационных проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции.
Программа ориентирована на поддержку развитых предприятий, которые имеют положительную деловую репутацию и опыт продаж наукоемкой продукции на рынке, но ощущают необходимость проведения дополнительных НИОКР, позволяющих повысить эффективность работы путем диверсификации своего производства или снижения издержек за счет внедрения новых технических решений.
1.4. Под инновационными проектами в контексте настоящего Положения (далее –инновационный проект) понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов (в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

2. Участники конкурса и требования к представляемой информации

2.1. В конкурсе могут принимать участие юридические лица, действующие не менее года (на дату подачи заявки на участие в конкурсе), соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – предприятия), среди видов экономической деятельности которых имеется код ОКВЭД 72.1 (ОК 029-2014 от 01.02.2014) «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1 (ОК 029-2001 и ОК 029-2007).

2.2. Требования к предоставляемой информации:
2.2.1. Для участия в конкурсе предприятие должно представить следующие документы:
а) заявку на участие в конкурсе по форме, представленной в приложении № 1 к настоящему Положению и подписанную руководителем предприятия;
б) оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее, чем за 180 календарных дней до даты подачи заявки на участие в конкурсе ;
в) сведения о среднесписочной численности работников за 2013 и 2014 годы по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой ;
г) бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах предприятия за 2013 и 2014 годы ;
д) показатели реализации инновационного проекта до 2019 года (приложение № 2);
е) техническое задание на выполнение НИОКР в рамках реализации инновационного проекта (заполняется в системе АС Фонд-М);
ж) календарный план выполнения НИОКР в рамках реализации инновационного проекта (заполняется в системе АС Фонд-М);
з) смету расходов на выполнение НИОКР в рамках реализации инновационного проекта (заполняется в системе АС Фонд-М);
и) документы, подтверждающие наличие внебюджетного софинансирования для реализации инновационного проекта в объеме не менее 50% суммы запрашиваемого гранта (как минимум, один из документов):
- протокол общего собрания (решение) учредителей или акционеров предприятия о вложении собственных средств предприятия в реализацию инновационного проекта с приложением календарного плана и статей расходования этих средств;
- договор, предусматривающий вложение средств инвестора в реализацию инновационного проекта, с приложением календарного плана и сметы расходования средств инвестора.
л) документы, подтверждающие права предприятия на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заявки, не содержащие документов, указанных в п.2.2.1, снимаются с рассмотрения в конкурсе.
2.2.2. Предприятие может дополнительно представить следующие документы:
а) подтверждение статуса участника инновационного территориального кластера (заверенная руководителем предприятия выписка из утвержденной программы развития пилотного ИТК или письмо руководителя специализированной организации кластера, подтверждающее, что предприятие является участником кластера, с приложением соглашения предприятия с участниками кластера);
б) документы, подтверждающие запланированные объемы реализации продукции (договоры о поставке продукции, протоколы, соглашения о намерениях, письма от потенциальных потребителей продукции и иные документы);
в) подтверждение перспективности проведения НИОКР от крупных системообразующих медицинских центров (для НИОКР в области медицины);
г) рекомендательное письмо от регионального представителя Фонда.
2.2.3. Оформление и подача заявок производится в сети Интернет по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением в электронном виде документов, указанных в пунктах 2.2.1 - 2.2.2. с 10:00 6 мая 2015 года по 23:59 7 июня 2015 г.
Все вложенные документы должны быть хорошо читаемые, отсканированы и сохранены в текстовом формате PDF. Сканировать документы необходимо целиком, а не постранично - один файл должен содержать один полный документ. Название файла должно совпадать с заголовком документа. Заявки, поступившие на бумажном носителе, не рассматриваются и не возвращаются предприятию-заявителю.
2.2.4. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных предприятием в составе заявки, оно отстраняется от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, вплоть до заключения договора гранта.
2.2.5. Другие обязательные требования:
- предприятием не должны быть нарушены авторские и иные права третьих лиц, предприятие должно осуществить защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности по заявляемому проекту;
- НИОКР, на выполнение которых запрашиваются средства Фонда, не должны были ранее финансироваться из других бюджетных источников;
- предприятие не должно иметь открытых контрактов на получение государственных субсидий с Фондом (в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007);
- заявляемый проект в соответствии с Уставом Фонда должен быть направлен на реализацию технологий гражданского назначения и не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
В случаях нарушения указанных требований Фонд прекращает финансирование проекта независимо от стадии его реализации с одновременным истребованием от получателя гранта выплаченных ему денежных средств в установленном порядке.