Вторая стадия содействия в развитии проекта
Цели – создание функционирующего бизнеса, привлечение финансирования в проект, организация взаимодействия с потенциальными заказчиками и партнерами
Длительность программы – 36 месяцев
Пакет услуг:
Данная программа предназначена для инновационных компаний посевной стадии развития, когда уже сформирована бизнес-идея и ядро команды проекта, подтверждаются результаты исследований, ведется подготовка к патентованию, готовится прототип, но проекту требуется оказание содействия в привлечении недостающих интеллектуальных и материально-технических ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Отбор субъектов малого предпринимательства для участия в Программе инкубации осуществляется на конкурсной основе в соответствием с Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.04.2013 № 261 "Об отборе субъектов предпринимательства для предоставления им нежилых помещений в бизнес-инкубаторе и условиях предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе". Для участия в конкурсе необходимо представить комплект учредительных и бухгалтерских документов, а также бизнес-план или технико-экономическое обоснование проекта. Заявка рассматривается конкурсной комиссией, в состав которой входят представители Правительства Нижегородской области, общественных объединений, малого и среднего предпринимательства, торгово-промышленной палаты и ассоциации промышленников и предпринимателей.
Дополнительные условия участия:
Компания подписывает соглашение о предоставлении отчетности. Ежемесячно предоставляет информацию: по управленческому учету, ежеквартально - копию бухгалтерской и налоговой отчетности.
Итак, пройдя конкурс на размещение в бизнес-инкубаторе, компания получает государственную поддержку в виде оснащенных необходимой мебелью и оргтехникой офисных помещений, предоставляемых на льготных условиях, бесплатного консалтинга и обучающих программ. В свою очередь резиденты должны будут выполнять ряд требований и рекомендаций: своевременно совершать оплату аренды, техобслуживания и связи, своевременно предоставлять отчетность о деятельности компании, принимать участие в организуемых бизнес-инкубатором мероприятиях (семинары, тренинги, обучение), выполнять рекомендации по развитию бизнеса, данные администрацией бизнес-инкубатора.
Для бизнес-инкубатора важно индивидуально работать с каждой компанией и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Для этого за компанией, прошедшей конкурсный отбор, закрепляется куратор проекта из числа сотрудников отдела инноваций бизнес-инкубатора CLEVER. С целью обеспечения возможности формирования куратором выводов о развитии проекта и последующего определения необходимого вида господдержки (вида консалтинга, обучения и т.д.) для компании, а также для оценки эффективности проводимых бизнес-инкубатором мероприятий, разработана единая и универсальная система формирования аналитической отчетности на основе управленческих и финансовых данных резидента.Однако, начинающие предприниматели, как правило, не имеют навыков ведения управленческого и финансового учета деятельности организации. Именно поэтому система отчетности, разработанная специалистами бизнес-инкубатора может являться универсальным инструментом для принятия эффективных управленческих решений не только куратором, но и непосредственным руководителем компании-резидента.
В условиях большого количества бизнес-процессов начинающим предпринимателям сложно соблюдать основные принципы развития проекта, тем более инновационного. Необходимость добиваться выполнения параметров заранее намеченного стратегического плана – один из важнейших принципов успешного развития проекта и компании. Поэтому первичным документом, на основе которого определяется стратегия развития компании и фиксируется в отчетных формах бизнес-инкубатора является бизнес-план, с которым компания участвует в конкурсном отборе.
Итак, согласно подписываемому Соглашению, каждая компания-резидент ежемесячно обязана сдавать отчетность, отражающую данные оперативного планирования на год и фактических абсолютных показателей за каждый месяц по статьям: НИОКР, покупка компонентов и оборудования, реклама и продвижение, персонал, инвестиции, продажи. В течение первого года деятельности компания-резидент не имеет права изменять прогнозные показатели проекта. Во второй и третий год Программы инкубации принятая стратегия развития компании-резидента и плановые показатели ее деятельности принимаются в начале года и отражаются в отчете в плановой части, что также не подлежит изменению в течение года без согласования этих изменений с администрацией бизнес-инкубатора.
Куратор проекта от бизнес-инкубатора ежемесячно отслеживает динамику показателей компании. В случае выявления критических отклонений (более 50%) куратор проводит собеседование с руководителем проекта, совместно выявляя ключевые проблемы и задачи компании. По итогам собеседования куратор формирует рекомендации по преодолению возникших проблем.
В 80% случаев начинающие инновационные компании сталкиваются со схожими проблемами, поэтому рекомендации куратора часто носят типовой характер. За весь период деятельности бизнес-инкубатора накоплена практическая база рекомендаций по преодолению проблем начинающих инновационных компаний.
В случае возникновения нестандартных проблем, формируется рабочая группа из представителей администрации бизнес-инкубатора, руководителей компаний-резидентов, сторонних экспертов, которая совместно вырабатывает пути их преодоления.